Проектный подход в образовании

Библиографическое описание статьи:
Катаева Т.М. К вопросу об управлении образовательным процессов на основе проектного подхода // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей МНПК (25 апреля 2015г., г. Уфа). -2ч.Ч1. – Уфа: Аэтерна, 2015 г. – С. 95-98.

УДК 338.2

Т.М. Катаева Т.М.,
к.э.н, доцент каф. Менеджмента
Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета
г. Таганрог, Российская Федерация

К вопросу об управлении образовательным процессом на основе проектного подхода

Современное общество характеризуется все возрастающими темпами научно-технического прогресса, усложнением основных видов человеческой деятельность, увеличением динамики жизни общества, что обуславливает с одной стороны, появление новых более высоких требований к качеству образования, с другой — поиск и реализацию новых форм и способов оказания образовательных услуг учебным заведением.

Необходимость постоянного развития и самосовершенствования в целях эффективной адаптации к стремительно меняющимся условиям жизни определяет потребность современного человека в приобретении достаточно большого количества знаний, умений, навыков и компетенций заданного уровня за очень короткий период времени. Это относится как к уже состоявшимся специалистам, так и к будущим, которые только получают свое профессиональное образование в высших учебных заведениях. В результате получили свое развитие новые подходы в управлении образовательным процессом, а также формы и способы его реализации. Наиболее перспективным из них, на наш взгляд, является проектный менеджмент.

В рамках данного исследования термины «проектно-ориентированное управление», «проектное управление», «проектный подход в управлении» и «проектный менеджмент» будут пониматься как синонимы.

Согласно [7] под проектным управлением будем понимать особый вид управленческой деятельности, который основывается на предварительной коллегиальной разработке комплексной системной модели действий по достижению оригинальной цели и направлен на реализацию такой модели.

Данное определение позволяет учесть необходимость осуществления коллегиального подхода к разработке детальной модели, которая предполагает соблюдение принципов системности и направлена на достижение ясной и четко поставленной цели с элементами новизны [1,2,7].

Проектно-ориентированное управление носит нециклический характер, осуществляется на основе имеющихся ограничений во времени и ресурсах [3].

Отличительными чертами проектного подхода в управлении является:

  1. Четкая цель, степень уникальности которой, как правило, определяется возможностью использования опыта прошлых лет [2].
  2. Деятельность по управлению проектом имеет конкретную продолжительность и осуществляется до момента получения результата с заданными параметрами качества. Последовательность действий, содержание и технологии осуществления отдельных операций в ходе реализации проекта могут меняться на основании результатов осуществления предшествующих этапов и/или проектных мероприятий. Реализация проекта предполагает четкую координацию выполнения многочисленных взаимосвязанных работ с детализацией по видам деятельности, ответственности, объемам и ресурсам [3].
  3. В проект, как правило, вовлечено большое количество участников, усилия которых направлены на реализацию единой цели, однако их выгоды от участия в проекте, а также представления о наиболее эффективных способах достижения целей проекта могут быть различными, а иногда противоречивыми, что порождает неизбежность возникновения конфликтных ситуаций [4]. Состав участников может претерпевать значительные изменения в процессе реализации и развития проекта.
  4. Проектный подход позволяет минимизировать риски за счет тщательной подготовки проекта и составления сетевой модели его реализации.
  5. В отличие от функционального управления проектно-ориентированное является динамическим, что позволяет более гибко учитывать полученные в ходе осуществления управленческой деятельности результаты и своевременно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды.

Анализ отличительных черт и характерных особенностей, сущности и содержания проектного подхода в управлении, а также примеров его реализации на практике позволяет сделать вывод о том, что любую человеческую деятельность можно представить как совокупность различных по направлению и масштабам проектов, существующих в рамках своего жизненного цикла до момента получения конечного результата, в случае, если такая деятельность направлена на достижение уникальной цели [2].

Рассмотрим возможность применение проектного подхода к управлению образовательным процессом в высшем учебном заведении.

Под проектом в данном случае следует понимать деятельность, направленную на разработку и реализацию образовательной программы, при этом целью такого проекта будет являться освоение единых для всех обучающихся по направлению бакалавриата и специалитета определенных знаний, умений, навыков и компетенций. Для эффективного достижения поставленной цели Рособрнадзор установил одинаковые для всех категорий абитуриентов минимальные пороговые значения баллов по единому государственному экзамену, которые определяют начальный уровень подготовки поступающих на базе среднего общего образования. В России с 2000 года в высшей школе стали реализовываться государственные образовательные стандарты по каждому направлению подготовки.

Таким образом, в качестве основной в современной системе высшего профессионального образования наметилась тенденция к стандартизации образовательного процесса, повлекшая за собой унификацию учебных планов, дисциплин ООП, а также стандартизацию требований к абитуриентам и унификацию процедуры вступительных испытаний в вузы [5].

В этом случае, на наш взгляд, не представляется возможным определить основную цель осуществления образовательной деятельности по основным направлениям подготовки в высшей школе как уникальную или оригинальную. По нашему мнению, образовательная деятельность в высшем учебном заведении имеет циклический характер, осуществляется на регулярной основе и по своей сути в большей степени соответствует функциональному менеджменту.

В результате, учитывая все вышеизложенное, возможность реализации проектного подхода в управлении образовательным процессом на регулярной основе в системе высшего профессионального образования представляется сомнительной.

Однако интеграционные процессы в экономике, тенденции глобализации, определяющие основные пути развития современного общества, предполагают необходимость подготовки специалистов по новым направлениям, например, в области нанотехнологий, информационно-телекоммуникационных систем и пр.

В этом случае цель реализации образовательного проекта приобретает элементы новизны.

В настоящее время многие образовательные учреждения осуществляют подготовку специалистов по отдельным программам для специализированных групп учащихся, к которым можно отнести подготовку безработных граждан, переподготовку военнослужащих, обучение инвалидов и др., а также по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов по заказу предприятий и организаций различной отраслевой направленности. В этом случае целью обучение является овладение новым предметными знаниями, умениями, навыками и профессиональными компетенциями учащимися различного возраста и уровня начальной подготовки по программам, которые, как правило, разрабатываются с учетом особенностей получаемых от бизнеса заказов.

Таким образом, реализация указанных выше образовательных программ имеет четкую и ясную цель, элементы новизны которой определяются содержанием такой программы и составом обучающихся, а также заданную продолжительность реализации и определенную стоимость.

По нашему мнению, применение проектного подхода в управлении данными образовательными проектами позволит в заданные сроки в рамках определенного бюджета с использованием заранее известного количества трудовых и материальных ресурсов достичь качественного результата – подготовить специалистов строго определенного заказчиком уровня подготовки и значительно повысить эффективность оказываемых услуг.

Проектный подход к управлению образовательным проектом с учетом специфики объекта предполагает решение ряда задач, основными из которых, по нашему мнению, являются:

  • определение организационной структуры управления проектом как совокупности органов управления с учетом реализуемых ими функций и схемы взаимодействия, которая позволяет определить место проекта в структуре университета;
  • координация деятельности участников команды проекта, которые одновременно заняты в работе структурных подразделений образовательного учреждения;
  • определение основных показателей образовательного проекта, которые позволяют оценить эффективность его реализации на каждой из выделенных фаз его жизненного цикла.

Для решения приведенных выше задач целесообразным является с особой тщательностью осуществить процесс планирования проекта, который позволит уменьшить степень неопределенности в отношении объёма работ, ресурсов и сроков реализации проекта, согласовать действия участников и эффективность операций и создать платформу для текущего и итогового контроля за ходом реализации проекта [1].

На наш взгляд, наиболее эффективным на стадии планирования проекта является применение логико-структурного подхода в управлении проектами, который позволяет [6]:

  • выявить и произвести анализ заинтересованных участников, определив при этом их выгоды, формы поддержки и возможные потери при участии в проекте;
  • выстроить иерархию целей и проблем проекта;
  • выявить и тщательно исследовать важнейшие допущения и факторы риска, которые могут нанести ущерб проекта и поставить под вопрос возможность его выполнения;
  • определить правила проведения мониторинга и оценки проекта непосредственно с момента его старта и пр.

Список используемой литературы:

  1. Войку И.П. Управление проектами: конспект лекций. — Псков: Псковский государственный университет, 2012. — 204 с.
  2. Масловский, В. П. Управление проектами. Версия 1.0 [Электронный ресурс]: конспект лекций / В. П. Масловский. – Электрон. дан. (2 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2008.
  3. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. – М.: ПМСОФТ, 2007. – 140 с.
  4. Орлов С. Конфликты при реализации проекта.// Intelligent enterprise. Спецвыпуск 3: Внедрение информационных систем, 2005. — 101 с.
  5. Рубин Ю.Б., Емельянов А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России, 2005. — №11. — С. 28-41.
  6. Туккель, И. Л. Управление инновационными проектами: учебник / И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин / Под ред. И. Л. Туккеля. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 416 с.
  7. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / коллектив авторов; под ред. проф. М.Л. Разу. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2010.— 760 c.

© Т.М. Катаева, 2015

Библиографическое описание статьи:
Катаева Т.М. К вопросу об управлении образовательным процессов на основе проектного подхода // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей МНПК (25 апреля 2015г., г. Уфа). -2ч.Ч1. – Уфа: Аэтерна, 2015 г. – С. 95-98.