Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Учебное пособие, 2004

Учебное пособие Гольдштейна Георгия Яковлевича по стратегическому инновационному менеджменту освещает проблемы управления инновациями в условиях глобализации экономики.

Пособие ориентировано на взаимную увязку таких аспектов стратегического инновационного менеджмента, как стратегия предприятия, базирующиеся на использовании инновационных закономерностей, система управления знаниями, разработка и внедрение программ «знания – инновации – производство – коммерциализация», инновационное образование и обеспечение национальных интересов страны.

Учебное пособие рассчитано на аспирантов, магистрантов всех направлений, в которых существенную роль играет инновационная деятельность, особенно направлений, связанных с использованием наукоемких технологий. Пособие может быть использовано студентами экономических специальностей, изучающими дисциплины «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», а также научными работниками и менеджерами в сфере стратегического инновационного менеджмента.

Библиографическая ссылка:
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 267 с.

Глава 1. Роль инноваций в эпоху глобализации мировой экономики
1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента
1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики
1.3. Инновации — движущий фактор глобальной конкуренции
1.4. Инновации и теория фирмы

Глава 2. Знание как стратегический ресурс фирмы
2.1. Характеристики знания как орудия в конкуренции
2.2. Связь знания — стратегия
2.3. Схема стратегии знания
2.4. Управление знаниями при выполнении научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР)
2.5. Проблемы внедрения знания в действия фирм

Глава 3. Инновационная деятельность в промышленности и основные задачи изучения инновационного менеджмента
3.1. Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплины по теории и практике управления
3.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента

Глава 4. Маркетинговый подход к разработке и выведению на рынок нового товара
4.1. Роль научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) в менеджменте фирмы как субъекта рынка
4.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок
4.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей
4.4. Фильтрация идей
4.5. Проверка концепции и экономический анализ
4.6. Разработка и испытание нового продукта
4.7. Пробный маркетинг

Глава 5. Практические аспекты реализации маркетинга инноваций
5.1. Маркетинговая информация и источники ее получения
5.2. Обзор рынка маркетинговой информации
5.3. Организация маркетинговых исследований
5.4. Основные группы потребителей
5.5. Сегментирование рынка и позиционирование товара на нем
5.6. Выбор целевого рынка
5.7. Маркетинговое исследование инновационных проектов

Глава 6. Стратегия научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР)
6.1. Стратегия научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка
6.2. Включение менеджмента знаний в стратегический менеджмент инноваций
6.3. Общие подходы к стратегии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
6.4. Инновационная стратегия корпорации «Дженерал Электрик»

Глава 7. Отбор и оценка проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
7.1. Содержание и процедура оценки и отбора научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
7.2. Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации
7.3. Маркетинговые критерии
7.4. Научно-технические критерии
7.5. Производственные критерии
7.6. Организация оценки проекта

Глава 8. Финансовая оценка научно-технических проектов
8.1. Финансовые критерии оценки научно-технических проектов
8.2. Финансовый анализ в процессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
8.3. Оценка эффективности инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)
8.4. Финансовая оптимизация структуры научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР)

Глава 9. Проблемы неопределенности при принятии предпринимательских решений и риски при выполнении инновационных проектов
9.1. Роль неопределенности в задаче оптимизации управления предпринимательскими проектами
9.2. Роль концепции риска в управлении инновационными проектами
9.3. Практика риск-менеджмента инновационного процесса
9.4. Системы оценок риска проекта с высоким уровнем неопределенности

Глава 10. Организация и порядок выполнения научно-исследовательской работы (НИР)
10.1. Виды научно-исследовательских работ (НИР) и их основные этапы
10.2. Информационное обеспечение прикладной научно-исследовательской работы (НИР)
10.3. Методы оценки научно-технической результативности научно-исследовательской работы (НИР)

Глава 11. Организация и порядок выполнения опытно-конструкторской работы (ОКР)
11.1. Основные задачи и этапы опытно-конструкторской работы (ОКР)
11.2. Философия и логика проектирования
11.3. Интегральный технический показатель качества изделия
11.4. Интегральный экономический показатель изделия и его технико-экономическая эффективность
11.5. Управление эффективностью разработки

Глава 12. Примеры мировой практики организации управления научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой (НИОКР)
12.1. Общность практики в больших и малых фирмах
12.2. Опыт организации научно-исследовательских и оптыно-конструкторских работ (НИОКР) в глобальных японских компаниях
12.3. Особенности организации и управления виртуальными предприятиями
12.4. Организация процесса разработки технологической стратегии
12.5. Практические организационные структуры сферы научно-исследовательских и оптно-конструкторских работ (НИОКР) в России
12.6. Проблема оптимального управления потоком НИОКР

Глава 13. Основные тенденции развития глобального стратегического инновационного менеджмента
13.1. Инновационная практика глобальных фирм
13.2. Анализ практики глобального стратегического управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР)

Глава 14. Стратегическая роль и содержание научно-технической подготовки производства
14.1. Структура жизненного цикла изделия
14.2. Стратегическая роль научно-технической подготовки производства
14.3. Конструкторская подготовка производства на заводе- изготовителе серийной продукции
14.4. Технологическая подготовка производства (ТПП)
14.5. Организационная подготовка производства (ОПП)

Глава 15. Экономическая разведка — неотъемлемая часть инновационного менеджмента
15.1. Место информации в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР)
15.2. Характер решений в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе (НИОКР) и соответствующие информационные базы
15.3. Основные источники и каналы информации
15.4. Организация службы информации фирмы
15.5. Итоговые выводы по разделу

Глава 16. Проблемы организации и функционирования рынка новшеств

Библиографический список

  1. Портер М.Е. Конкуренция. – СПб., М., Киев: Изд. дом «Вильямс», 2000.
  2. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
  3. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
  4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
  6. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: монография. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.
  7. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1989.
  8. Mercer D. Marketing. – Oxford UK: Blackwell Pb., 1992.
  9. Hill C.W.I., Jones G.R. Strategic Management. – Boston: Houghton Mifflin Co, 1992.
  10. Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями. – СПб.: Питер, 2001.
  11. Васильев Ю. С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Стратегии инноваций. – СПб.: СПбГТУ, 1997.
  12. Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. – М.: Акалис, 1996.
  13. Котлер Ф. Маркетинг. – М.: Прогресс, 1990.
  14. Кастельс М. Глобальный капитализм // Экономическая стратегия. 2000. № 3.
  15. Нехаев С. А. Основные тенденции развития инвестиционного рынка в эпоху глобализации // http://www.delovoy.spb.ru, 2000.
  16. Penrose E. The Theory of The Growth of The Firm. – Oxford UK: Oxford University Press, 1995.
  17. Senge P. The Fifth Discipline: The Art and Practice of Leaning. – N. Y.: Doubleday, 1990.
  18. Teece D. J., Pisano G., Shuen A. Dynamic Capabilities and Strategic Management // Strategic Management I, 1997, v. 18, № 7.
  19. Teece D. J., Capturing Value from Knowledge Assets: The New Economy Markets for Know – How and Intangible Assets // Calif. Manag. Review, 1998, v. 40, № 3.
  20. McCahon A. M. M. Competition, Strategy and Business Performance // Calif. Manag. Rev., 1999, v. 41, № 3.
  21. Markides C., Strategic Innovation in Estabilished Companies // Sloan Man. Rev., 1998, v. 39, № 3.
  22. Armbrecht F. M. at al. Knowledge Management in Research and Development // RTM, 2001, v. 44, № 4.
  23. Pfeffer J., Sutton R. I. Knowing «What» to Do in Not Enough: Turning Knowledge into Action // Calif. Manag. Rev., 1999, v. 42, № 2.
  24. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
  25. Edelheit L. S. GE`s R&D Strategy gy: be vital // RTM, 1998, v. 41, № 2.
  26. Carter R., Edwards D. Financial Analysis Extends Management of R&D // RTM, 2001, v. 44, № 5.
  27. Gibbons J. R. Keynote address – Washington DC: ONR, 1996.
  28. Carter R. Financial Analysis for R&D decisions // Journal of the Society of Research Administrators, 1997, v. 29, № 1, 2.
  29. Скухирин В. И., Забродский В. А., Копейченко Ю. В. Адаптивные системы управления машиностроительным предприятием. – М.: Машиностроение, 1989.
  30. Coffin M. A., Taylor B. W. R&D project selection and scheduling with a filtered beam search approach // IIE Transactions , 1996, v. 28, № 2.
  31. Кофман А., Алухи Х. Х. Введение теории нечетких множеств в управление предприятием. – Минск: Технологiя, 1992.
  32. Лафуенте А. М. Х. Финансовый анализ в условиях неопределенности – Минск: Технологiя, 1998.
  33. Колесников А. А. Автоматическое управление // Гидроакустическая энциклопедия. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
  34. Еид М., Цветков Э. И. Потенциальная точность измерительных автоматов. – СПб.: С30 МА, 1999.
  35. Кошечкин С. А. Концепция риска инвестиционного проекта // www.aup.ru , 2001.
  36. Tritle G. L., Scriven E. F. V., Fusfeld A. R. Resolving Uncertainty in R&D Portfolies // RTM, 2000, v. 43, № 6.
  37. Cooper R. G., Egdett S. J., Kleinschmidt E. J. New Problems, New Solutions Making Portfolio Management More Effective // RTM, 2000, v. 43, № 2.
  38. Smith P. G. Managing Risk as Product Development Schedules Shrink // RTM, 1999, v. 42, № 5.
  39. Smith P. G., Reinertsen D. G. Development Products in Half the Time: New Rules, New Tools – NY.: Wiley&Sons, 1998.
  40. Cooper R. G. Product Leadership Reading – Ma: Persons Books, 1998.
  41. McGrath R. E., McMillan I. C. Assesing Technology Projects Using Real Option Reasoning // RTM, 2000, v. 43, № 4.
  42. Davis J., Fusfeld A., Scriven E., Tritle G. Determing a projects probability of success // RTM, 2001, v. 44, № 4.
  43. Retting M., Simons G. A. A project planning and development process for small teams // Communications of the ACM, 1993, v. 36, № 10.
  44. Cusumano M. A. How Microsoft makes large teams work like small teams // Sloan Management Review, 1997, v. 39, № 1.
  45. Arimura S. How Matsushita Electric and Sony manage global R&D // RTM, 1999, v. 42, № 2.
  46. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3.
  47. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1.
  48. Faucheux C. How virtual organizing is transforming management science // Communications of the ACM, 1997, v. 40, № 69.
  49. Shen W Virtual Organization in Collaborative Design and Manufacturing System // Vo Net, 2000, v. 2, № 2 / http://www.virtual-organization.net .
  50. Bone S., Saxon T. Developing Effective Technology Strategies // RTM, 2000, v. 43, № 4.
  51. Coffin M. A., Taylor B. W. R&D project selection and scheduling with a filtered beam search approach // IIE Transactions, 1996, v. 28, № 2.
  52. Bowonder B., Yadav S. R&D Spending Patterns of Global Firms // RTM, 1999, v. 42, № 6.
  53. Bowonder B., Yadav S., Kamar B. S. R&D Spending Patterns of Global Firms // RTM, 2000, v. 43, № 5.
  54. Poberts E. B. Benchmarking Global Strategic Management of Technology // RTM, 2001, v. 44, № 4.
  55. Хант Ч., Зартарьян В. Разведка на службе Вашего предприятия. – Киев: Укрзакордонвизасервис, 1992.
  56. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.